«Шо ти, дядя?»: союз волонтеров с шуточным названием и серьёзными делами. ФОТО
19:25, 10.06.2022Они называют себя волонтерской бандой «Шо ти, дядя?», а друг друга кличут «боевыми енотами». У них нет начальников и подчиненных, зато есть огромное желание помогать украинским военным и поскорее закончить войну. Мы провели одно утро с волонтерами из «Шо ти, дядя?», и попали на горячее время — ребята ждали машину с гуманитаркой.
Непринужденная атмосфера и серьезная помощь
Один из трех складов волонтеров расположился в самом центре Запорожья. Это небольшое подвальное помещение со стеллажами от пола до потолка, забитыми полезностями для бойцов и переселенцев.
— Как такового штаба у нас нет, но есть три склада, это один из них, — говорит волонтерка Ярослава Братусь. — Это место, куда можно что-то поставить, что-то передать или рассортировать.
Здесь царит непринужденная атмосфера. Волонтеры пьют кофе, шутят, смеются и ждут прибытия гуманитарной помощи. Сегодня должен приехать микроавтобус с едой длительного хранения и быстрого приготовления для военных, а также детские рюкзаки и постельное бельё для переселенцев.
Ребята сами доставляют помощь на передовую, за всё время было порядка 10 выездов, говорит волонтер Антон Козырев. Он здесь явный лидер — постоянно убегает, говорит по телефону, одновременно решает несколько вопросов, куда-то уезжает, затем снова возвращается и опять что-то решает. При этом, просит не называть его главой волонтерского объединения, ведь начальников здесь нет.
— У нас нет ни директора, ни главы, мы все здесь самостоятельные единицы. Специфика нашего объединения — у нас нет главного, — рассказывает Антон. — Каждый тянет свой фронт работы, когда нужно общее присутствие, как сегодня, чтобы разгрузить машину, мы все собираемся вместе, а затем разбегаемся по своим волонтерским делам. Так что начальников и подчиненных у нас нет.
Когда приехала машина, разгружать ящики пошли все. Командными усилиями, с шутками и дружескими подколками, управились от силы минут за 15.
Всё началось с чата
По словам Антона Козырева, изначально никакого волонтерского объединения не планировалось. Просто каждый хотел приносить пользу и списывался со знакомыми: «Чем занимаешься? Пацаны это и то-то ищут. А что у тебя?». Потом решили сделать общий чат, чтобы была коммуникация — узнать что у кого есть и кто что достал. Постепенно в этот чат добавлялся народ, кто-то кого-то привел, кто-то добавился сам, так и сформировалась «волонтерская банда» с енотом на логотипе.
— Тут много выходцев из «Демсокири» или нынешних её участников, но мы, конечно, объединились не на политической основе, — говорит Антон. — «Шо ти, дядя?» — это устоявшийся мем «Демсокири» по аналогу с известным американским мемом. Мы переняли его сюда, ведь когда началась война, каждый друг у друга спрашивал «Шо ти, дядя?».
Логотип с енотом сделала дизайнерка Настя, которая сейчас заграницей.
— Логотип тоже не планировали делать, но к нам обратился местный бизнесмен. Сказал, что может бесплатно разместить информацию о нас на рекламных площадях по городу, с нас только плата за полиграфию. Так встал вопрос о логотипе, — рассказывает Антон Козырев. — У одной американской компании есть подобное лого с енотом. Что интересно — киевское подразделение сапёров теробороны, где много «демсокировцев», тоже взяло себе этого енота, они называют себя боевыми енотами. Настя его переделала под нас, так у нас появился свой логотип.
Почти три миллиона гривен и масса полезностей
Сейчас в запорожской «банде енотов» трудятся порядка двадцати волонтеров. Работают по нескольким направлениям: военное, медицинское и помощь переселенцам.
— Переселенцам помогаем адресно, конкретно по заявке или запросу, который стараемся проверить. Сначала приходим, узнаем потребности, — поясняет Ярослава.
Помощь для военных, в основном, доставляют на передовую сами. Уже было около десяти выездов.
— У нас схема следующая: приходит машина, мы ее забиваем «ништячками» и гоним сами на передовую. Если у нас что-то горящее, например, рации пришли, а они очень нужны прямо сейчас, то ребята либо сами приезжают, либо попутная есть подгрузка. Мы стараемся выезжать именно когда у нас большие посылки, — говорит Антон. — Мы работаем по закрытию потребностей рот, взводов или батальонов, а не конкретно для «Васи-Пети-Коли». Так получается помогать гораздо эффективнее.
В «Шо ти, дядя?» есть два потока поступления помощи — это донаты, когда люди сбрасывают деньги, и уже готовая гуманитарка (еда, вещи и т.д). С начала полномасштабного вторжения волонтерам задонатили почти 3 миллиона гривен — 2,7 миллиона уже потратили.
— На донаты покупаем машины, тепловизоры, средства связи. Первый месяц были бронежилеты, но с апреля Минобороны начало этот вопрос закрывать, и мы эту программу свернули, — рассказывает Антон. — Мы концентрируемся на тепловизорах, биноклях, рациях и транспорте. Еще есть тактическая медицина. Одно из основных направлений — формируем минимальные аптечки, в которых есть турникет, бландаж и минимально необходимый набор медикаментов для каждого бойца. У нас к этому делу подход серьезный: турникеты мы обязательно отдаем парамедикам на тест, они проверяют, насколько они соответствует заявленным требованиям, и если всё нормально, то турникеты идут в аптечки.
Волонтеры готовы и дальше помогать бойцам и переселенцам, но надеются, что вскоре их помощь не понадобится:
— Те ребята, которые воюют, говорят, что до зимы доедем (закончим войну, — ред), то есть до нового года, может конец зимы. Я склоняюсь, что к сентябрю закончим войну, — говорит Антон.
Все реквизиты для помощи украинским бойцам через «Шо ти, дядя?» можно найти на сайте волонтеров, а также в Фейсбук и Интстаграм.
Читайте также: Сто дней железного тыла: запорожская «Паляниця» объединяет волонтеров и приближает победу. ФОТО
Юлия Глушко, Время новостей, фото автора
последние комментарии